7 нояб. 2012 г.

Искусство Северного Возрождения

ren54_01
Данная статья посвящена искусству Северного Возрождения. В одной из предыдущих статей уже писал об искусстве всей эпохи Ренессанса (в форме разработки урока). Поэтому эту статью можно рассматривать как продолжение темы, а представленные материалы использовать на уроках истории.
Под термином Возрождение, понимается эпоха с  конца XIV по XVII век. Основными Возрождения наук и искусств были умственное и художественное движение, выразившееся в стремлении восстановить греко-римскую образованность посредством тщательного изучения классической литературы и в разыскании образцов античного искусства. Художники того времени стремились достигнуть в своих произведениях совершенных форм классических мастеров. Ренессанс впервые появился в Италии, а затем охватил и другие страны Западной Европы, прежде всего, Францию, Испанию, Нидерланды, Германию. В основе Ренессанса лежало восхищение классическим греческим и римским искусством. Но это не означало, что творцы эпохи Возрождения слепо копировали шедевры прошлого. Нет, они сами создавали новую культуру, новый взгляд на природу, человека и мир. В этом отношении непревзойденными мастерами были флорентийские скульптуры, художники, архитекторы. Периодизация этапов развития Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадает. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" (ок.1500 – между 1540 и 1580) применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей художественной культуры этих стран является его генетическая связь с искусством поздней готики. Истоки "Северного Возрождения" следует искать на рубеже 14 и 15 веках в Бургундии, в творчестве работавших в этом центре придворно-рыцарского позднеготического искусства скульптора К. Слютера и живописцев братьев Лимбург. В 15 веке главенствующее место среди североевропейских художественных школ заняла нидерландская живопись. Характерной чертой нидерландской и фламандской живописи эпохи Возрождения было то, что мастера отдавали предпочтение портретной живописи, пейзажу и натюрморту. В сюжетном отношении здесь преобладающим были аллегория, церковная живопись и портретная и пейзажная реальность.



Живописцы нидерландской школы

Основоположником нидерландского искусства Возрождения был Ян Ван Эйк. Согласно документам, в 1422—24 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, во владения которого входили Нидерланды. В 1427 посетил Испанию, в 1428—29 — Португалию. Около 1430 поселился в Брюгге. В 1432 Ян Ван Эйк завершил свое самое значительное произведение, ознаменовавшее наступление новой эпохи в живописи Нидерландов, — монументальный многочастный алтарь для одной из капелл собора св. Бавона в Генте. На 26 панелях художник с удивительным правдоподобием и в то же время поэтически проникновенно воплотил современные ему представления о мире земном и небесном. В верхнем ярусе внешней части алтаря представлено Благовещение, в нижнем — фигуры двух Иоаннов, Крестителя и Евангелиста, а также портретные образы заказчика, гентского бюргера Иосса Вейдта и его супруги. Колорит внешних створок достаточно сдержан, но залитые светом просторные покои Девы Марии в сцене Благовещения — с солнечным городским пейзажем за окном — внушают чувство приближающегося чуда. По праздникам створки алтаря распахивались, и перед собравшимися в церкви открывалось сияющее красками лучезарное зрелище. Масляная живопись, освоенная в Нидерландах в этот период (Яну Ван Эйку даже приписывалось ее изобретение), раскрыла здесь свои выразительные возможности в полном блеске: сквозь тонкие прозрачные слои красок проступает более светлый подмалевок, что позволяет добиться необычайной глубины и светосилы цвета, эффекта драгоценного мерцания красок. Центр верхнего внутреннего яруса занимает торжественно-величавый образ Бога Отца, благословляющего все сущее. По сторонам — Богоматерь и Иоанн Креститель, далее — музицирующие ангелы. Роскошные одеяния, усыпанные драгоценными камнями, создают впечатление райского великолепия, которое внезапно и драматически прерывается по краям обнаженными, натуралистически угловатыми фигурами Адама и Евы. В середине нижнего яруса — самая большая композиция алтаря — сцена многолюдного поклонения жертвенному агнцу, символизирующему Христа; действие разворачивается на высоком плато, в земном раю, где северная флора непринужденно сочетается с южной — пальмами и апельсиновыми деревьями, позади же расстилаются пейзажные дали. Таким образом, центральному символу божественного Искупления поклоняются не только сонмы праведников, но как бы вся земля, что подчеркнуто, с одной стороны, космической масштабностью природы, а с другой — ювелирной выписанностью деталей (таких, как цветок ландыша или отражение окна на драгоценной броши). Тот же мистический реализм, гармонично сочетающийся с восхищением предметной красотой материального мира, свойствен и другим произведениям художника — в первую очередь «Мадонне канцлера Ролена» и «Мадонне каноника ван дер Пале», обе — около 1436. Во всех своих религиозных композициях (в том числе в, вероятно, несколько более раннем «Благовещении» (Метрополитен-Музей, Нью-Йорк) мастер виртуозно пользуется принципом «скрытого символизма», сочетая богословские аллегории с безукоризненной верностью натуре. Наиболее знаменит портрет супружеской четы, который традиционно принято считать изображением итальянского купца Дж. Арнольфини и его жены Дж. Ченами – 1434, Супруги представлены в момент заключения брачного договора в рост в домашнем интерьере. Сосредоточенная серьезность жестов и поз, само пространство, насыщенное символическими деталями, воплощают идею семьи как «малой церкви», полной покоя и доброты.
van aik 00012Портрет супругов Арнольфини
Эйк Поющие ангелы[4]Поющие ангелы
Питер Пауэл Рубенс – фламандский живописец, работал в Антверпене. 1606 - 1608 годах побывал в Италии.  Характерные для живописи Рубенса  черты стиля барокко - приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита, неотделимы в его искусстве от чувственной красоты образов, смелых жизненных наблюдений. Картинам на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», «Персей и Андромеда»), историко-аллегорическим полотнам, проникнутым демократическим духом и ощущением  могучих природных сил пейзажам, полным живого обаяния портретам («Камеристка») присущи уверенная свободная манера письма, выразительная пластичная лепка, тонкость красочных градаций.
Rub0001Крестьянский танец
Голландский живописец Харменс Ван Рейн Рембрандт родился в 1606 году в Лейдене. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом, жизненностью образов. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным живописным мастерством, основанным на эффектах светотени, писал портреты, в том числе групповые, например «Святое семейство» и мифологические - «Даная». К 1660-м годам относятся наиболее сложные по композиции и психологической направленности картины: «Возвращение блудного сына», «Заговор Юлия Цивилиса». В этот период широкая, свободная живопись, виртуозная графика Рембрандта приобретают особую эмоциональную выразительность, светотень выступает в них как средство раскрытия психологических коллизий. 
20110811_3danaeРЕМБРАНДТ Даная. 1636 г.



Немецкая школа живописи.
Альбрехт Дюрер

А. Дюрер – основатель искусства немецкого Возрождения. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен. Создал полные силы и энергии портреты, в которых выразил гуманистические взгляды. Его картины отмечены стремлением к ясности многофигурной композиции, глубокому проникновению в суть человеческих характеров. Дюрер был известен как тонкий наблюдательный рисовальщик и теоретик искусства. В 1528 году им был написан трактат «Четыре книги о пропорциях человека».  Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью.
d0006Альбрехт Дюрер. Три крестьянина
Durer 123_33445Альбрехт Дюрер. Пляшущие крестьяне

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы сможете оставить свои комментарии к понравившимся статьям блога

Поиск

Welkome

Уважаемые гости и дорогие читатели блога!

Приветствую Вас на этих страницах. Надеюсь, что публикуемые здесь материалы будут для Вас интересны и полезны.

Готов к сотрудничеству и общению. Мои контактные данные Вы найдете на странице «Обратная связь».

Желаю всем Вам удачи и творческого вдохновения.

Всегда Ваш Рамиль Нигмтатуллин!

Читатели

Рейтинг