6 нояб. 2012 г.

Урок-лекция. “Искусство эпохи Возрождения”

0011

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю авторскую разработку урока по теме “Искусство эпохи Возрождения”, в рамках категории “уроки по истории и обществознанию”. Разработку даю в открытом виде, чтобы в случае необходимости вы могли бы им воспользоваться.

Тип данного урока – урок-лекция. Поэтому она может быть использована при изучении курсов новой истории в старших классах. Уникальность урока состоит в том, что в ходе его проведения использовал фильм “Искусство эпохи Возрождения” созданный лично мною на основе видео-редактора “Pinnacle Studio 11”. 

Коллеги желаю всем вам творческих успехов и удачных методических находок. Всегда с вами Рамиль Нигматуллин.

Тема урока: “Искусство эпохи Возрождения”

Тип урока: урок-лекция

Цели и задачи урока:

образовательные:

  1. формировать новые знания учащихся об истории искусства нового времени
  2. показать отличительные черты искусства эпохи Возрождения
  3. познакомить с творчество итальянских и европейских художников, зодчих, мыслителей XIV – XVI вековдать возможность школьникам оценить развитие искусство данного периода

развивающие:

  1. развить знания учащихся об истории искусства эпохи Возрождения, полученные в основной школе
  2. создать условия для развития навыков школьников оценивать и делать выводы по значимости исторических и культурных событий
  3. привить школьникам умения и навыки анализировать произведения искусства, творчество мастеров
  4. развивать информационно-коммуникативные умения и навыки учащихся

воспитательные

  1. приобщить учащихся к пониманию высокого искусства, идей гуманизма и терпимости

Оборудование: компьютеры, интернет, проектор, интерактивная доска, репродукции картин мастеров эпохи Возрождения,  учебники, рабочие тетради, указка

План урока:

  1. Эпоха Возрождения
  2. Итальянское Возрождение
  3. Искусство Северного Возрождения
  4. Значение эпохи Возрождения в истории человечества и мировой художественной культуры

Ход урока

I. Актуализация.

  1. Что вы знаете об эпохе Возрождения?
  2. Каких мастеров итальянского Возрождения вы помните?
  3. Как вы понимаете слово “Возрождение”?
  4. Считаете ли вы, что Ренессанс был не только в Западной и Северное Европе, но и коснулся русского искусства и почему?
  5. Как вы думаете – в чем особенность особенность искусства данной эпохи?

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Эпоха Возрождения

Процесс освоения нового материала начинается с демонстрации фильма об искусстве Ренессанса.

Искусство эпохи Возрождения

После просмотра фильма проходит 5-7 минутная беседа по его содержанию.

2. Итальянское Возрождение

Лекция учителя

Начало Ренессансу было положено в Италии. Эпоху Возрождения принято подразделять на Раннее Возрождение, Высокое и Позднее”.

Далее учитель дает сведения об мастерах итальянского Возрождения с демонстрацией репродукций их картин.

Джотто был одним из основоположников искусства проторенессанса – этапа в истории итальянской культуры XIII – начала XIV века, подготовивший почву для искусства Возрождения. Сложившемуся главным образом в Тоскане проторенессансу были свойственны пробуждающийся интерес к античному наследию стремление к уравновешенности и спокойствию архитектурной формы к убедительности пространственных построений, эмоциональной выразительности образов, материальной осязаемости форм. Тенденции проторенессанса часто уживались с традициями так называемый итало-византийского искусства и готики. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой до того жизненной убедительностью. Фрески капеллы Арена в Падуе (1304-1306) и церковь Санта-Кроче во Флоренции (1320-1325) поражают внутренней силой и величием образов, монументальностью композиции. Джотто был автором проекта колокольни собора во Флоренции. Легенды о художнике Джотто восходят к поре его отрочества. Рассказывают, например, что однажды в детстве он пас овец и с натуры нарисовал на гладкой и ровной скале овец. Проезжавший мимо известный живописец ЧИМАБУЭ, который жил в период начиная  примерно с 1240-ого и до 1302 года, заметил мальчика и пригласил учиться у него в мастерской. В то время распространенной практикой было поручать ученику дописывать работы за мастера. И Джотто занимался этим целых десять лет, с 1280 по 1290 год. Основным местом взрослого Джотто становится Флоренция. В своих художественных произведениях Джотто стремился отразить в условной и аллегорической форме вечные проблемы: коварство и предательство «Поцелуй Иуды», глубину скорби, кротости и смирения «Оплакивание». Он ввел в живопись трехмерность изображения, скульптурную пластичность образов, объемность фигур во фресковую живопись”. 

Джотто 7Джотто. Оплакивание Христа

Джотто 2Джотто. Бегство из Египта

Джотто 5Джотто. Мария с младенцем


Сандро Боттичелли был живописцем эпохи раннего Возрождения. Близость к гуманистическим кругам Флоренции, а также увлеченность античным искусством наложили отпечаток на его творчество. Произведения на религиозные, мифологические, аллегорические темы, например, представленная здесь работа Боттичелли «Марс и Венера», «Весна», «Рождение Венеры», которые можно увидеть на следующей странице, отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием исторических событий, 90-х годов 15 века, когда во Флоренции начинаются гонения церкви на искусство, готовиться развязывание гражданской войны, Боттичелли переходит к напряженно-драматическому жанру. В этом стиле создаются его шедевры, например, картина «Клевета». Кроме того, Боттичелли сделал в ряд гравюр к «Божественной комедии» Данте. Его ярко индивидуальной манере были присущи музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность, холодность, изысканных красок, одушевленность ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов. Он всегда стремился влить душу в новые живописные формы”.

Ботиччелли 2[16]Боттичелли. Рождение Венеры

Ботиччелли 3Боттичелли. Весна

Боттичелли. «Паллада и кентавр»Боттичелли. Паллада и Кентавр


Тициан – основатель венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Его ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни и безмятежная ясность. В таком стиле им была написана картина «Любовь земная и небесная». Для раннего Тициана было характерны также пафос и динамика монументальных композиций. К более позднему периоду в творчестве Тициана относятся напряженный драматизм, психологическая острота в сочетании беспощадной правдивостью. В таком стиле им был написан портрет папы Павла III. Тициан, с присущим ему талантом создавал образы, полные обостренного ощущения красоты,  жизни, трепетной чувственности, например «Диана и Актеон». Свойственные творчеству Тициана тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета оказали влияние на развитие мировой живописи”.

Тициан Любовь земная и небеснаяТициан. Любовь земная и небесная

image348Тициан. Диана и Актеон

image443Тициан. Венера Урбинская

image4151Тициан. Сельский концерт

image405Тициан. Сельский концерт


Рафаэль был одним из выдающихся мастеров Высокого Возрождения. В своих картинах, Рафаэль с классической ясностью, возвышенной одухотворенностью воплощал жизнеутверждающие идеалы. Он достиг безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. В многочисленных изображениях Богоматери воплотил гамму чувств - от идиллической безмятежности до гармоничного сочетания тревоги и глубочайшей нежности ("Сикстинская Мадонна"). В портретах Рафаэль создавал идеальный образ человека Возрождения. Рафаэль был и талантливым архитектором. Под его руководством было осуществлено строительство капеллы Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме”.

Рафаэль 4Рафаэль. Донна Велата

Рафаэль. Портрет папы Льва ХРафаэль. Портрет папы Павла Х

Рафаэль. Капелла Киджи (Рим)Рафаэль. Капелла Киджи


Микеланджело был поистине разносторонней личностью. Его талант распространялся на  живопись, скульптуру, поэзию, и даже на музыку. Но главной целью всей его жизни была скульптура. С наибольшей силой, Микеланджело выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического мировоззрения, в период Позднего Возрождения. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой появились уже в ранних произведениях Микеланджело. Например, в мраморной скульптуре «Оплакивание Христа».  Другим не менее значимы в этот период становится его монументальная фигура «Давид», ставшая символом Флоренции. В позднее время Микеланджело отходит от скульптуры, но в живописных произведениях, архитектуре его талант раскрылся не менее ярко. Человеческие чувства, телесную красоту, Микеланджело воплотил во многих своих картинах и фресках. например: в «Битва при Кашине», известной также как «Купальщики». Бесспорно фундаментальным произведением Микеланджело стала роспись плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. Плафон состоит из нескольких самостоятельных тем, выбранных художником из «Книги бытия» - «Сотворение Адама», «Потоп», «Сотворение луны», «Изгнание из рая» и другие. В архитектуре Микеланджело господствовало пластичность начала, динамичный контраст масс. Именно, нам открывается Собор святого Петра в Риме. В поэзии же Микеланджело особо выделяются глубина мысли и высокий трагизм”.


3. Искусство Северного Возрождения

Под термином Возрождение, понимается эпоха с  конца XIV по XVII век. Основными Возрождения наук и искусств были умственное и художественное движение, выразившееся в стремлении восстановить греко-римскую образованность посредством тщательного изучения классической литературы и в разыскании образцов античного искусства. Художники того времени стремились достигнуть в своих произведениях совершенных форм классических мастеров. Ренессанс впервые появился в Италии, а затем охватил и другие страны Западной Европы, прежде всего, Францию, Испанию, Нидерланды, Германию. В основе Ренессанса лежало восхищение классическим греческим и римским искусством. Но это не означало, что творцы эпохи Возрождения слепо копировали шедевры прошлого. Нет, они сами создавали новую культуру, новый взгляд на природу, человека и мир. В этом отношении непревзойденными мастерами были флорентийские скульптуры, художники, архитекторы. Периодизация этапов развития Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадает. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" (ок.1500 – между 1540 и 1580) применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей художественной культуры этих стран является его генетическая связь с искусством поздней готики. Истоки "Северного Возрождения" следует искать на рубеже 14 и 15 веках в Бургундии, в творчестве работавших в этом центре придворно-рыцарского позднеготического искусства скульптора К. Слютера и живописцев братьев Лимбург. В 15 веке главенствующее место среди североевропейских художественных школ заняла нидерландская живопись. Характерной чертой нидерландской и фламандской живописи эпохи Возрождения было то, что мастера отдавали предпочтение портретной живописи, пейзажу и натюрморту. В сюжетном отношении здесь преобладающим были аллегория, церковная живопись и портретная и пейзажная реальность.


4. Значение эпохи Возрождения в истории человечества и мировой художественной культуры 

В заключительной части урока идет обсуждение о роли и значении эпохи Возрождения и делается вывод о том, что это время было переломным в истории искусства. С эпохи Ренессанса началась новая эра в МХК и в истории Европы и мира.


Д/З. Написать доклад по творчеству одного из мастеров искусства Ренессанса.

3 комментария:

  1. Не корректно сформулированы задачи.
    В развивающих задачах не может быть РАЗВИТИЕ знаний.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересненько! Я тоже блог о истории искусств веду. Хочу написать статью про историю костюма, правда пока не выбрала какой народ взять.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересненько! Я тоже блог о истории искусств веду. Хочу написать статью про историю костюма, правда пока не выбрала какой народ взять.

    ОтветитьУдалить

Здесь вы сможете оставить свои комментарии к понравившимся статьям блога

Поиск

Welkome

Уважаемые гости и дорогие читатели блога!

Приветствую Вас на этих страницах. Надеюсь, что публикуемые здесь материалы будут для Вас интересны и полезны.

Готов к сотрудничеству и общению. Мои контактные данные Вы найдете на странице «Обратная связь».

Желаю всем Вам удачи и творческого вдохновения.

Всегда Ваш Рамиль Нигмтатуллин!

Читатели

Рейтинг