17 нояб. 2012 г.

ИКТ и проектная работа учащихся на уроках обществоведения

nameСовременное школьное обществоведческое образование, как и вся система образования, переходит на совершенно другие принципы  обучения. Одним  из  принципов  сегодняшней школы является  “принцип  обучаемости”.  Вкратце,  это можно охарактеризовать как использование полученных на уроках знаний в практической деятельности. В этом плане большое значение приобретает проектная  деятельность школьников. Что же  подразумевается под этим понятием? Каковы его методы реализации? И  что  в  конечно  итоге  дает  проектированный метод  обучения? На  этих  страницах мы попытаемся ответить на  эти важнейшие для  современной теории и практики школьного образования вопросы.

Под проектной деятельностью современная педагогическая наука понимает форму обучено-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Данное определение понятия  “проектная  деятельность”  требует  пояснений. 

Обучено-познавательная деятельность  учащихся – это, прежде всего, повышение их творческой активности.

Предполагается, что в урочное и во внеурочное время ученики должны сами ставить себе задачи и находить на них ответы. В этом случае педагог выступает в роли куратора, который ориентирует, подсказывает, поправляет своих учеников, проверяет их работы, исправляет ошибки. Вторая часть определения  «проектная  деятельность»  касается  мотивации. Психолого-педагогическая наука объясняет мотивацию как динамический процесс психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. То есть, учитель, на своих уроках применяющий метод проектирования должен направлять, организовывать активное участие школьников над проектом. Таким образом, проектная деятельность учащихся состоит из четырех составных частей:

- Подготовительно-мотивационная часть  –  подготовка  учащихся  к  проектированию, постановка задач, которые будут решаться в ходе работы над проектом.

- Организационная часть  –  выбор  темы  проекта,  накопление  необходимой  информации, отбор материала для работы над проектом.

- Непосредственная работа над проектом – включает в себя размещение выбранной информации в текстовые редакторы, редактирование текста, высказывание учащимися своего мнения по той или иной информации, проверка ошибок.

- Заключительная часть проектной деятельности: итоговая проверка работы, внесение изменений в проект, опубликование проекта.

Готовая работа может быть опубликована на различных ресурсах, в том числе, и на сайте школы.

По итогам работы, учащиеся подготовили презентацию “Современная мировая система”.

proekt1

proekt2

В ходе работы над данным проектом, учащиеся решали следующие учебные задачи: во-первых: связанные с теорией изучения развития цивилизации; во-вторых:  со  структурой современной мировой системы; в-третьих: связанные с проблемами, которые стоят перед человечеством сегодня.

В подготовительной части работы над этим проектом перед школьниками была поставлена задача: как можно полнее раскрыть особенности современной цивилизации, тенденции развития и проблемы, стоящие перед человечеством на современном этапе развития. В ходе подготовки работы над проектом учащимися были собраны материалы из многочисленных сайтов и порталов, касающиеся современной мировой экономики, мировых проблем, а также фотоматериалы. В непосредственной работе над проектом были использованы учебники по обществознанию 10-11  классов, материалы из  энциклопедий, мультимедиа  учебные электронные издания.   В ходе работы над проектом учащиеся решали следующие проблемы:

- Особенности современной цивилизации, проблемы, стоящие перед человечеством в процессе формирования информационного общества

- Теории изучения цивилизаций, взгляды мыслителей на развитие цивилизации, соотношение понятий “культура” и “цивилизация”

- Проблемы современного общества: экологическая, проблема терроризма, проблема «юг-север» и другие

- Глобализация и интеграция: соотношение понятий, процесс формирования единой глобальной цивилизации, факторы, влияющие на объединение человечества в едином глобальном пространстве.

- Современная экономика: ЕС, человек в современной экономической системе.

В данном случае, проектная деятельность проводилась группами и каждая их групп учащихся разрабатывала свою тему. Одна из групп (наиболее подготовленных школьников) совместно с педагогом проводила работу по оценке собранного материала, внесения их в школьную презентацию  “Мировая система”. 

Как показывает практика, проектная деятельность повышает поисково-творческую активность учащихся, дает им возможность в полной мере проявить себя в роли аналитика. Проектированный метод обучения позволяет вовлечь школьников в поисковую работу, учит их отбирать нужный материал, воспитывает коммуникативную культуру.

proekt3

proekt4

proekt5

proekt6

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы сможете оставить свои комментарии к понравившимся статьям блога

Поиск

Welkome

Уважаемые гости и дорогие читатели блога!

Приветствую Вас на этих страницах. Надеюсь, что публикуемые здесь материалы будут для Вас интересны и полезны.

Готов к сотрудничеству и общению. Мои контактные данные Вы найдете на странице «Обратная связь».

Желаю всем Вам удачи и творческого вдохновения.

Всегда Ваш Рамиль Нигмтатуллин!

Читатели

Рейтинг