Современное школьное обществоведческое образование, как и вся система образования, переходит на совершенно другие принципы обучения. Одним из принципов сегодняшней школы является “принцип обучаемости”. Вкратце, это можно охарактеризовать как использование полученных на уроках знаний в практической деятельности. В этом плане большое значение приобретает проектная деятельность школьников. Что же подразумевается под этим понятием? Каковы его методы реализации? И что в конечно итоге дает проектированный метод обучения? На этих страницах мы попытаемся ответить на эти важнейшие для современной теории и практики школьного образования вопросы.
Под проектной деятельностью современная педагогическая наука понимает форму обучено-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Данное определение понятия “проектная деятельность” требует пояснений.
Обучено-познавательная деятельность учащихся – это, прежде всего, повышение их творческой активности.
Предполагается, что в урочное и во внеурочное время ученики должны сами ставить себе задачи и находить на них ответы. В этом случае педагог выступает в роли куратора, который ориентирует, подсказывает, поправляет своих учеников, проверяет их работы, исправляет ошибки. Вторая часть определения «проектная деятельность» касается мотивации. Психолого-педагогическая наука объясняет мотивацию как динамический процесс психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. То есть, учитель, на своих уроках применяющий метод проектирования должен направлять, организовывать активное участие школьников над проектом. Таким образом, проектная деятельность учащихся состоит из четырех составных частей:
- Подготовительно-мотивационная часть – подготовка учащихся к проектированию, постановка задач, которые будут решаться в ходе работы над проектом.
- Организационная часть – выбор темы проекта, накопление необходимой информации, отбор материала для работы над проектом.
- Непосредственная работа над проектом – включает в себя размещение выбранной информации в текстовые редакторы, редактирование текста, высказывание учащимися своего мнения по той или иной информации, проверка ошибок.
- Заключительная часть проектной деятельности: итоговая проверка работы, внесение изменений в проект, опубликование проекта.
Готовая работа может быть опубликована на различных ресурсах, в том числе, и на сайте школы.
По итогам работы, учащиеся подготовили презентацию “Современная мировая система”.
В ходе работы над данным проектом, учащиеся решали следующие учебные задачи: во-первых: связанные с теорией изучения развития цивилизации; во-вторых: со структурой современной мировой системы; в-третьих: связанные с проблемами, которые стоят перед человечеством сегодня.
В подготовительной части работы над этим проектом перед школьниками была поставлена задача: как можно полнее раскрыть особенности современной цивилизации, тенденции развития и проблемы, стоящие перед человечеством на современном этапе развития. В ходе подготовки работы над проектом учащимися были собраны материалы из многочисленных сайтов и порталов, касающиеся современной мировой экономики, мировых проблем, а также фотоматериалы. В непосредственной работе над проектом были использованы учебники по обществознанию 10-11 классов, материалы из энциклопедий, мультимедиа учебные электронные издания. В ходе работы над проектом учащиеся решали следующие проблемы:
- Особенности современной цивилизации, проблемы, стоящие перед человечеством в процессе формирования информационного общества
- Теории изучения цивилизаций, взгляды мыслителей на развитие цивилизации, соотношение понятий “культура” и “цивилизация”
- Проблемы современного общества: экологическая, проблема терроризма, проблема «юг-север» и другие
- Глобализация и интеграция: соотношение понятий, процесс формирования единой глобальной цивилизации, факторы, влияющие на объединение человечества в едином глобальном пространстве.
- Современная экономика: ЕС, человек в современной экономической системе.
В данном случае, проектная деятельность проводилась группами и каждая их групп учащихся разрабатывала свою тему. Одна из групп (наиболее подготовленных школьников) совместно с педагогом проводила работу по оценке собранного материала, внесения их в школьную презентацию “Мировая система”.
Как показывает практика, проектная деятельность повышает поисково-творческую активность учащихся, дает им возможность в полной мере проявить себя в роли аналитика. Проектированный метод обучения позволяет вовлечь школьников в поисковую работу, учит их отбирать нужный материал, воспитывает коммуникативную культуру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здесь вы сможете оставить свои комментарии к понравившимся статьям блога