2 нояб. 2012 г.

Архитектура Древнего Египта

Wind_1

Архитекторы, строители и живописцы Древнего Египта создали уникальные творения, потрясающие воображение современного человека. Об архитектурных ансамблях, храмах, дворцах Древнеегипетской цивилизации, составляющими культурное наследие мира пойдет сегодня наш рассказ.

Главное архитектурное лицо Древнего Египта – это, конечно же – пирамиды и усыпальницы. Но кроме пирамид и усыпальниц, египтяне возводили величественные храмы в честь богов. Божеств в Египте было много, и каждому из них посвящался особый храм. Наиболее почитаемыми была так называемая «Великая Эннеада» или гелиопольская Эннеада - великая девятка богов: Атум и восемь богов, порожденных им: Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Кроме них, особо почитались Боги Солнце Ра и Гор. Еще в эпоху Раннего и Древнего царства строились храмы, которые были частью усыпальниц. Однако уже к концу правления царей V династия началось сооружение храмов, не связанных с пирамидой. Наиболее известным подобным храмом является храм царя V династии Ниусерра, который находится около селения Абу-Гураб. Этот храм – особый, царский, построенный в честь бога Солнце-Ра. На обширный двор вели каменное преддверье и ход. Частично двор был обведен крытым ходом, с высеченными на стенах изображениями, в том числе и рисующими жизнь природы. В глубине двора на подножии в виде усеченной пирамиды находился огромный сложенный из камня символ Солнца, приземистый обелиск. Это сооружение, согласно общепринятой версии, воспроизводит древний храм Солнца в Гелиополе.

image

Кроме величественных храмов-дворцов в Древнем Египте строились небольшие храмы. Тесная связь государственной и общественной жизни с культом богов способствовала усилению власти и влияния жрецов. Уже в доисторическое время было основано особое жреческое государство в оазисе Сива. Средоточием этой общины стало святилище бога Амона, от которого на данный момент сохранились лишь едва заметные развалины. Несколько подобных святилищ были созданы в самом Египте. Одно из них находилось в большом Карнакском храме-дворце. Храм в Карнаке было главным святилище Амона в Фивах и своеобразной каменной летописью Египта. Каждый фараон пристраивал новые помещения, иногда переделывая и старые. Храм состоит из сотен обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов. Малые храмы отличало отсутствие пилонов и дворов. Они имели форму продолговатых четырехугольников. Внутри эти храмы разделялись на несколько покоев различной величины, а снаружи были обнесены рядом колонн или столбов, которые поддерживали выступ плоской крыши здания. Образцами таких малых храмов являются святилище в Элифии и два схожих с ним храма острова Элефантине. В течение последней эпохи египетского царства сооружение религиозных зданий продолжалось. Помимо множества небольших храмов, рассеянных по всейстране, в это время были построены большие и богатые храмы в Эдфу, на острове Филе и других местах.

image

Самым грандиозным архитектурным сооружением Древнего Египта, бесспорно, его главным символом являются пирамиды, построенные в районе современного городе Эль-Гиза. Пирамиды, являющиеся усыпальницами фараонов IV династии (XXVIII – XXVII века до н. э.) Хеопса, Хафра и Менкаура, еще в древности считались одними из семи чудес света. Здесь же находится Большой сфинкс с лицом фараона Хафра. Рядом расположены поминальные храмы царей и гробницы их приближенных. Пирамиды были выстроены на западном берегу Нила и возвышались над всем городом мертвых, над его бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами. Самой грандиозной среди всех пирамид Гизы является усыпальница фараона Хеопса. Хеопс - египетский фараон IV династии, правивший в XXVII веке до н.э. Высота пирамиды Хеопса достигает 146,6 метров, сторона основания составляет 233 метра. Для ее сооружения потребовалось 2 миллиона 300 тысяч огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 тонны. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. На поле пирамид расположен также некрополь, содержащий свыше 7 тысяч погребений знатных египтян, относящиеся ко времени правления II - IV династий египетских фараонов.

image

Первым из известных каменных погребальных сооружений была усыпальница фараона Джесера - древнеегипетского царя (2780 - 2760 гг. до н. э.), основателя третьей династии. При нём завершилось объединение Верхнего и Нижнего Египта в могучую деспотию. История сохранила память о зодчем пирамиды Джесера - Имхотепе, имя и звание которого сохранились на статуе Джосера в поминальном храме при пирамиде фараона. Имхотеп был не только строителем пирамиды, но верховным сановником фараона, а также автором первого в истории Египта литературного сочинения, так называемого «Поучения Имхотепа». Пирамиды Хефрена и Микерина по своим размерам уступают пирамиде Хеопса. Так, высота пирамиды Хефрена - египетского фараона IV династии (конец XXVII - начало XXVI века до н.э.), составляет 143,5 метра и является вторым по величине, среди пирамид Гизы. Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени - высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена. В Древнем Египте статуя сфинкса, изображающая фантастическое существо с телом льва и головой человека, считалась духом-хранителем и воплощением царской власти. Обычно сфинкс изображается лежащим. Иногда вместо передних лап у него человеческие руки, между которыми размещены разного рода дары, символы, статуэтки божеств.

imageВсе пирамиды точно сориентированы по странам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды. Замечательной инженерной находкой древних зодчих и строителей было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия. Помимо камер в пирамиде есть и другие пустоты - коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы. Тем не менее захоронения в пирамидах были разграблены, видимо, довольно скоро после погребения фараонов. Воры хорошо знали все ловушки, так что они, скорее всего, были связаны либо со строителями, либо со жрецами, осуществлявшими захоронения. Сооружения в Гизе своей грандиозностью и видимой бесполезностью поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид».

image

Другим архитектурным шедевром Древнего Египта является храмовый комплекс в Карнаке и Луксоре. Карнакский храм был посвящен главному божеству Фив Амон-Ра и его супруге, покровительнице цариц Мут и их сыну, богу Луны Хонсу. Гигантский храм Амона в Карнаке был воздвигнут между 1337 - 1320 гг. до н.э., и пришелся в основном на царствование фараонов Сети I (1303 -1290 гг. до н.э.) и Рамсеса II (1290 - 1224 гг. до н. э). Первые святилища на территории Карнака возникли еще в XXVIII веке до н.э., но самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (так называемый Белый храм Сенусерта I, построенный в XX веке до н.э.). В начале Нового царства Карнак из небольшого храма превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый из фараонов, едва взойдя на престол, приступал к расширению обители своего «божественного отца» Амона и стремился придать храмовым постройкам в Карнаке большее величие и блеск, чем его предшественник. Властители не всегда относились с достаточным почтением к постройкам своих предшественников: храмы перестраивались, надписи переписывались заново. В XVI в. до н. э. по приказу фараона Тутмоса I выдающийся зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Барельефы на внутренних и наружных стенах изображают фараона при совершении ритуальных действий. Эту строительную программу продолжила дочь Тутмоса I — царица Хатшепсут. При ее правлении из красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога.

image

Преемник царицы фараон Тутмос III построил в Карнаке большой юбилейный храм Ахменну – «Блистательный памятниками». Судя по одной из надписей, посвященных сооружению храма, фараон лично участвовал в создании плана сооружения. Колонны храма, уникальные по своей форме, имитируют собой тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которого совершался ритуал обновления жизненных сил царя. У входа в зал Тутмоса III, в небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, была найдена знаменитая стела Карнака, представляющая Тутмоса III в момент принесения жертв в честь 62 своих предшественников. Это так называемый «Царский список Карнака» — перечень всех царей-предков Тутмоса III. Неподалеку находится и знаменитый «Ботанический сад» — одно из боковых помещений, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. В центральной части храма Амона при Тутмосе III был также возведен знаменитый «Зал анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах. В центре «Зала анналов» установлены два высоких геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта.

image

С XIII века до н. э. началась новая эпоха необычайного расцвета Карнака. При Сети I, втором царе XIX династии и его сыне — Рамсесе II, в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный (колонный) зал, 103 м в ширину и 52 м в глубину, который насчитывает 144 колонны. 12 колонн среднего прохода высотой в 19,5 м, с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24,282 тыс. кв. метров и отделаны листовым золотом. Строительство в Карнаке продолжалось и в последовавшие за падением Нового царства века смут, гражданских войн и иноземных нашествий. Цари-чужеземцы считали украшение главного святилища страны своей первостепенной обязанностью, данью уважения к величию Египта, на престоле которого они оказались. В I тыс. до н. э. в Карнаке были возведены небольшие святилища Осириса. Карнак был соединен с Луксором аллей сфинксов, что делало их единым храмовым комплексом.

image

image

Луксор – город, расположенный на берегу Нила, где в древности возвышались храмы и дворцы древнеегипетской столицы Фивы. Столь же неторопливо катила свои воды великая река и тысячи лет назад, когда на месте нынешнего небольшого городка с населением в 30 тысяч человек достигла расцвета знаменитая столица Древнего Египта. Одним из главных сооружений города стал Храмы Луксор и Карнак. После того как в далеком XXI веке до н.э. правители Фив вышли в борьбе за объединение страны, фиванский бог солнца - Амон Ра поднялся на вершину древнеегипетского пантеона. Амону Ра, его жене Мут и их сыну - богу Луны Хонсу фараон Аменхотеп III (1405 - 1357 гг. до н.э.) посвятил храм, возведенные по его приказу на берегу Нила. Стены его были покрыты золотом, а пол вымощен серебром. За строительство и расширение Луксорского храма брались за-тем фараоны Тутмос III, Хоремхеб, Рамсес II. Каждый из них стремился таким образом увековечить свое имя, так как был уверен, что Луксор будет стоять вечно... На западной окраине Луксора находится грандиозный древний храмовый комплекс «Южный покой», который обычно называют Луксорским. Длина сооружения от входа до самой северной стены составляет 260 метров. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный (колонный) зал с 32 колоннами, выполненными в форме связок папируса, соединявшийся с большим открытым двором, обнесенный портиками, колонны которых также имитировали пучки священного тростника, геральдического растения Нижнего Египта. В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в которое по традиции проникали, пройдя несколько небольших культовых помещений. К северной части двора примыкала грандиозная центральная, или прецессионная, колоннада Аменхотепа III (вторая половина XV столетия до н. э. Четырнадцать окаменевших «стеблей» папируса, увенчанные распустившимися цветами-капителями, возносятся на высоту 20 метров. На сохранившихся стенах колоннады - замечательные рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона. Центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу, которые сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, веселящийся народ, процессии священных животных, и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название «Южный покой Амона». Храм Луксора был соединён мощёной аллеей сфинксов с Карнаком.

image

image

image

image

Все о чем мы рассказали в этой статье – лишь небольшая часть архитектурного искусства Древнего Египта. Мы еще продолжим говорить об удивительных сооружениях, которыми прославились древнеегипетские зодчие. Следите на нашими анонсами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы сможете оставить свои комментарии к понравившимся статьям блога

Поиск

Welkome

Уважаемые гости и дорогие читатели блога!

Приветствую Вас на этих страницах. Надеюсь, что публикуемые здесь материалы будут для Вас интересны и полезны.

Готов к сотрудничеству и общению. Мои контактные данные Вы найдете на странице «Обратная связь».

Желаю всем Вам удачи и творческого вдохновения.

Всегда Ваш Рамиль Нигмтатуллин!

Читатели

Рейтинг