26 нояб. 2012 г.

Культура и мифология Древней Индии

Условно культуру Древней Индии можно разделить на несколько периодов: хараппский (III—II тысячелетия до н.э.), ведический (вторая половина II тысячелетия—V век до н.э.), буддистский (V—II века до н.э.) и классический (II век до н.э.—III век н.э.). Данная периодизация соответствует политико-социальной хронологии истории Древней Индии. В Древней Индии была создана уникальная материальная и духовная культура, влияние которой ощущается в стране и по сей день.

Культура Древней Индии в своем истоке, неразрывно связанна с Хараппской цивилизацией предшествовавшей арийской. В III—II тысячелетии до н. э., а возможно, и раньше в долине Инда существовала одна из величайших цивилизаций древности. Наука узнала об этой малоизвестной культуре Древней Индии намного позже, чем о других цивилизациях, – в 20-х гг. XX в., - и вписать ее в мировую историю оказалось не легко: слишком много трудных и неразрешимых вопросов задала она исследователям. Тем не менее, сегодня на основе археологических раскопок можно с определенной долей вероятности утверждать, что эта была цивилизация с высокоразвитой городской культурой. Индийцы периода Хараппской культуры в основном употребляли медные и бронзовые орудия. Ими была хорошо отлажена технология плавки, ковки и литья металлов. В этот период заметных высот достигла внутренняя и внешняя торговля. В районы хараппской цивилизации из Афганистана и Ирана завозили металлы, а из Южной Индии – золото и драгоценные камни. В свою очередь города Хараппы в Афганистан экспортировали хлопок и хлопчатобумажные ткани.

Одним из показателей высокого развития хараппского общества является существование письменности. Письмо не было алфавитным и состояло преимущественно из рисунков. Тексты были коротки, как правило, в основном до восьми знаков. Строки располагались горизонтально, писали справа налево. Наряду с развитой городской цивилизацией Хараппы в Центральной и Восточной Индии существовали отсталые раннеземледельческие культуры, одной из которых была культура “медные котлы”, получившее свое название по большому количеству медных предметов. Представители этой культуры в основном занимались мотыжным земледельем. Однако, здесь продолжали расцветать охота, рыболовство и собирательство. Ремесло не выделялось в самостоятельную отрасль производства, а города отсутствовали.

image

Хараппскую культуру принято называть Протоиндийской, или Индской – по названию реки Инд, главной водной артерии этой территории, или Хараппской – по названию одного из главных мест раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, Пакистан. Цветущие, богатые города располагались по берегам рек. Улицы тянулись правильными, строго параллельными линиями с востока на запад или с севера на юг и пересекались под прямыми углами. Именно в этих направлениях дули ветры, которые не позволяли застаиваться воздуху. Некоторые города считаются образцом древнего градостроительства, например Хараппа и Мохенджо-Даро. В большинстве своем их населяли люди, говорившие, точнее писавшие, на протодравидическом языке. Их отдалённые потомки – дравиды – живут сейчас на юге Индии.

imageСудя по прочитанным и переведённым надписям, по изображениям на печатях, оттисках и другим находкам археологов в этих городах, культура и религия со сложной обрядностью была неотъемлемой частью жизни протоиндийской культуры. Эта особенность присуща и современному индуизму. На месте расположения хараппских городов и селений археологи нашли множество глиняных статуэток, изображающих обнажённых или почти обнажённых женщин в причудливых головных уборах и с ожерельями на шее. Видимо, в них запечатлены разные образы богини матери, дарительницы жизни и плодородия. В древности идея плодородия земли связывалась с представлениями о плодовитости самого человека. Древние земледельцы наделяли землю и женщину одними и теми же свойствами – рожать и взращивать. Сходство это лежало и в основе многочисленных обрядов жертвоприношений, призванных обеспечить плодородие. Их нужно было неукоснительно совершать, чтобы боги своевременно посылали дожди, возвращали солнце, давали жизнь злакам и животным. Возможно, протоиндийские богини-матери — далёкие предшественницы нынешних индуистских местных богинь, которых в Индии известно немало и почитание которых насчитывает не одно тысячелетие.

image

Черты древнего протоиндийского божества проскальзывают в образе популярного ныне индуистского бога Шивы. Протоиндийский бог сидит на троне в йогической позе в окружении зверей, что вызывает в памятиобраз Шивы-Пашупати — покровителя скота, а также образ Шивы — владыки йогинов и аскетов. Их роднят и другие черты, поэтому протоиндийского бога часто называют прото-Шивой. К нему возводят истоки древнего фаллического культа, существующего в индуизме и в наши дни и связанного с почитанием лингама — мужского детородного органа. Жители хараппских городов и сёл почитали как домашних животных, так и диких: тура, буйвола, быка зебу, тигра, слона, носорога. Возможно, в них видели тотемистических предков, единосущных с людьми и явлениями природы.

imageВажную часть религии составлял культ деревьев и вообще растений. Особенно чтимым было дерево ашваттха, выступающее в роли мирового дерева. Оно и ныне остаётся священным деревом не только в индуизме, но и в буддизме. С тех же древнейших времён в индуизме, как и в других религиях Индии, укоренились вера в очистительную магическую силу воды и связанный с ней культ рек. Практика ритуальных омовений, характерная для протоиндийцев, остаётся и сейчас одним из главных религиозных обрядов индуизма. Многое свидетельствует о связи протоиндийской религии с индуизмом. Соединяющая их линия преемственности не всегда чётко видна и осязаема, потому что о некоторых исторических периодах Индии известно очень немного. Но её существование неоспоримо, и это придаёт индуизму черты уникальности как древнейшей в мире национальной религии /Культура Древней Индии http://www.mystic-chel.ru/.

Высокий уровень культуры, достигнутый народами Индии ещё в древности, сложность форм производства и общественной жизни очень рано вызвали попытки осмысления всего окружающего. Развитие древнеиндийской философии носило сложный и противоречивый характер. Философия продолжала тесно переплетаться с мифами и религиозными верованиями, которым правящие классы стремились придать законченный систематический характер. Поэтому господствующим направлением в философии было идеалистическое, тесно связанное с брахманизмом и буддийским богословием. Брахманизм – философия, представляющая собой сложную смесь различных, иногда весьма противоречивых учений и взглядов. Для брахманизма характерно учение о первичной сущности, мировой душе – Брахме, которое в процессе саморазвития создаёт богов и весь видимый мир. Для буддийской философии характерен крайний субъективный идеализм: реально существует только субъект, весь окружающий его мир – иллюзия (майя).

Против господствующей идеалистической философии выступали древнейшие индийские философы-материалисты, отражавшие оппозиционные к официальной идеологии взгляды свободных общинников и городских низов. Древнейшим материалистическим учением, существовавшим, вероятно, ещё в VI—V вв. до н. э., было учение чарвака. Последователи этого учения отрицали авторитет Вед, утверждали, что мир извечно материален, что чувственное восприятие — единственный источник познания и единственное средство доказательства. Они отрицали возможность раздельного существования души и тела, бессмертия души и переселения душ К учению чарвака примыкали другие материалистические учения (частика, локаята), также отрицавшие реальность всего, что не может быть воспринято чувствами, отрицавшие, следовательно, возможность существования потустороннего мира, формулировавшие атомистические взгляды. Сторонники материалистических учений высмеивали обряды брахманизма, жертвоприношения, суеверия.

Древнейшими литературными памятниками Индии являются Веды. Но письменная литература начинает появляться, вероятно, только во второй половине I тысячелетия до н. э. Своего расцвета санскритская литература достигла в период Гупт. В это время (а может быть, и несколько ранее) были записаны на санскрите в окончательном виде «Махабхарата» и “Рамаяна”, записываются древнейшие из трактатов (шастр) по различным отраслям знания, в том числе уже упоминавшиеся ранее “Манавадхармашастра” и “Артхашастра”. Появляются сборники народных рассказов, басен и сказок, в которых нашла своё отражение накопленная веками народная мудрость. Наиболее известными из них являются “Панчатантра” (“Пять книг”) и “Хитопадеша” (“Полезное наставление”). Во многих из этих басен и сказок действующими лицами являются животные, в которых легко узнать людей различного общественного положения. Написаны эти рассказы, басни и сказки прозой, содержащиеся же в них поучения – обычно стихами. В некоторых из них сохранилась сатира на царей, вельмож и брахманов, изображаемых несправедливыми, жадными и лицемерными. Эти сборники уже в период раннего средневековья были известны далеко за пределами Индии и переводились на другие языки.

В древней Индии независимо от других стран возникла высокоразвитая драматургия. Индийская драма развилась из древнейшего вида театрального представления – пантомима, которая сопровождалась рассказом специального сказителя, объяснявшего то, что показывалось зрителям. Позже текст стали произносить сами актёры. Древнейшие из дошедших до нас драм Бхасы и Ашвагхоши (последний был также и крупнейшим поэтом) относятся к первым векам нашей эры, но несомненно, что у этих авторов были предшественники.

Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса (V в. н. э.), прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических поэм, но особенно как драматург. До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является “Шакунтала”. Драмы Калидасы, написанные для придворного театра я рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее сохраняли тесную связь с народным творчеством и отличаются относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев. Драмы не скованы ни обязательным количеством актов, ни требованием единства времени, места и действия; в них имеются элементы трагического и комического, герои говорят прозой и стихами, вводятся танны и пение; имеются персонажи самые различные — от небожителей до низших слоев общества. Характерной особенностью является то, что боги, цари и знать говорили в драмах на санскрите, другие мужские персонажи и женщины — на различных пракритах. Большого совершенства достигла поэзия; в древней Индии даже многие шастры полностью или частично писались стихами. Образцом лирической поэзии является поэма Калидасы “Мегхадута” (“Облако-вестник”).

Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объёму и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки – многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи. Во многих случаях эти рассказы являются фольклорным материалом. Сборники джатак древнее «Панчатантры» и «Хитопадеши», с которыми имеют много общего. Они оказали, в частности, немалое влияние на арабский фольклор, что видно на примере сказок «Тысяча и одна ночь».

Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках. Древнейшим её памятником является “Курал” - сборник нравоучительных изречений на тамильском языке; составление его приписывается Тируваллувару – ткачу, принадлежавшему к одной из низших каст. Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства— всё это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.

Во многих областях изобразительного искусства древние индийцы достигли значительного совершенства. Были высоко развиты ваяние, художественные ремёсла (производство ювелирных изделий, резьба по камню, кости, дереву и т. д.). Высокохудожественные образцы древнеиндийской фресковой живописи сохранились в пещерных храмах – например в храме Аджанты (штат Хайдерабад), состоящем из пещер, которые высекались в скале между II в. до н. э. и VII в. н. э.
/http://www.historic.ru/.

Таким образом, индийская культура имеет глубокие корни и неразрывную связь с культурными традициями древнейших цивилизаций, существовавших на полуострове Индостан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы сможете оставить свои комментарии к понравившимся статьям блога

Поиск

Welkome

Уважаемые гости и дорогие читатели блога!

Приветствую Вас на этих страницах. Надеюсь, что публикуемые здесь материалы будут для Вас интересны и полезны.

Готов к сотрудничеству и общению. Мои контактные данные Вы найдете на странице «Обратная связь».

Желаю всем Вам удачи и творческого вдохновения.

Всегда Ваш Рамиль Нигмтатуллин!

Читатели

Рейтинг