29 окт. 2012 г.

Культура Древнего Египта

Древние цивилизации оставили после себя огромный культурный пласт, который до сих пор вызывает удивление и восхищение. Шумеро-аккадская, Древнеегипетская, Древнегреческая цивилизации, цивилизации Доколумбовой Америки по своему культурному уровню стоят намного выше чем современное общество.

В данной статье, решил обратить ваше внимание на культурное наследие Древнего Египта.

Вступление

Eguptkarta 2

Жители Древнего Египта именовали свою страну “Та Камет” (“Черная земля”) в отличие от окружающих ее пустынь - "Красная земля". В древности переднеазиатские народы называли эту страну Маган или Мусор, что сохранилось и в современном арабском: Миср. Территория Египта простирается от труднопроходимых первых нильских порогов на юге до Средиземного моря. С запада к Нильской долине подступают песчаные отроги Ливийского плоскогорья. Ширина долины в Верхнем Египте колебалась от одного до двадцати километров. Нижний Египте занимает широко разветвленная дельта могущего Нила. На протяжении всей истории Древнеегипетской цивилизации Нил играл важнейшую роль в ее жизни и развитии. После широких паводковых разливов долина покрывалась благодарнейшим илом. Именно эта плодородная и легкая для обработки почва, которая является источником стабильных урожаев, и составляло главное богатство Египта.

image

В эпоху неолита ранние пастушеские и земледельческие племена селились на окраинах Нильской долины, представляющий собой гигантский оазис. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Именно здесь в первой половине IV тысячелетия до н.э. закладываются элементы бассейновой системы, ставшей основой сложного ирригационного хозяйства. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное хозяйственное значение, являются периодические разливы. Благодаря ливням, которые выпадают в тропической Африке, а также таянию снегов на горных вершинах, к середине июля вода в Ниле начинает прибывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства. На залитой земле оседает ил, который река приносит с верховьев.

image

Территория Египта и прилегающие к ней области были богаты природными ресурсами: строительным камнем, белым известняком. Широко использовался тростник, в том числе для сооружения лодок, а также для выработки папируса – материала для письма. На Синайском полуострове добывалась медь, из Эфиопии поступало золото, ценные породы дерева. Кроме того, золото древними египтянами было обнаружено между Нилом и Красным морем. В разнообразных поделках использовалась слоновая кость, и судя по размерам потребления слоновой кости, можно предположить, что в эпоху становления египетской цивилизации слоны водились на окраинных пустынях. Увлечение изделиями из слоновой кости стало причиной полного истребления этого животного в Египте.

Таким образом, благодаря своим природным богатствам, а также богатствам окрестных пустынь древние египтяне успешно обходились собственным и близлежащим сырьем. Но это не означало, что у египтян не было торговых сношений с другими народами. Наоборот, это отношения были довольно тесными. Так, например, из Палестины в Египет доставлялся знаменитый кедр, а с островов Эгейского моря посуда.

Племена, осевшие в долине Нил, не были этнически едины. Дошедших до нас рельефы дают представления о внешнем облике древних египтян, которые были среднего роста, широкоплечи, с прямо поставленными черноволосыми головами. Сохранились изображения и соседей египтян: светлокожих ливийцев, темно-фиолетовых обитателей Нильской Эфиопии или Нубии. На рельефах

встречаются черные курчавоголовые негроиды из племен Южного Судана. Скорее всего египетская народность сложилась в процессе смешения различных племен Северо-Восточной Африки, а также племен, впоследствии живших в Передней Азии. Древнеегипетский язык составляет особую группу в рамках семито-хамитской семьи языков. Язык древних египтян схож с берберским и кушитским языками и другими, принадлежащими к группе семитских языков.


Культурное наследие Древнего Египта

Культурные традиции Древнего Египта сложились в глубокой древности. Ее истоки берут начало в догосударственный период. Выдающимся достижением древних египтян была своеобразная система письма - иероглифическое письмо. Оно использовалось, прежде всего для торжественных надписей на камне. В последующие эпохи оно упростилось, а в последний период существования свободного Египта появилась демотическое письмо - скоропись, которым в основном пользовались песцы. Еще в эпоху Древнего царства грамотность была распространена в широких слоях народа. Вельможи, знатные женщины изображались принимающими ведомости от управляющих. Сыновья вельмож состояли писцами в отцовских хозяйствах, а знатные сановники числились писцами и считались знатоками и переписчиками священной письменности. Кроме них грамотностью обладали каменщики, ремесленники и даже определенная категория рабов.

image

imageЗа три тысячи лет в Египте была создана богатая художественная литература, которую отличили разнообразие художественных стилей и жанров. Истокам литературы было устное народное творчество. Сказки древних египтян – “О двух братьях”, “О правде и кривде” и другие отражали разные стороны народной жизни. В них заключались идеи торжества справедливости, наказание зла. Они передавали восхищение перед благородством и честностью достойных людей. Стремление к познанию человека и его судьбы пронизывает всю древнеегипетскую литературу. Оно звучит в гимнах богам и в лирической поэзии, описывающей тонкость человеческих чувств. Особое место в литературе Древнего Египта занимают религиозно-философские, дидактические произведения. Учения древних египтян о жизни и смерти, об устройстве вселенной, взаимосвязи человека с космосом и другие оказали огромное влияние на античную философию, в частности на взгляды Платона, Плутарха, Гераклита, Анаксимена, Анаксимандра и многих других.

imageРелигия и жречество в Древнем Египте возникли задолго до появления государства. С течением времени значение культов менялось, хотя фетишизм и тотемизм сохранились надолго. Особое место в религии древних египтян занимает заупокойный культ, вера в то, что смерть - это начало новой жизни. Отсюда происходит распространение мумификации, размещение в могилах пищи, оружия всевозможных статуэток и много другого. Данная вера особенно ярко отражается в “Книге мертвых”. В ней собраны религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника и напутствовать его в загробной жизни.

“Книга мертвых” составлялась, начиная с периода Нового царства, а именно с XVI века до н.э. Богато иллюстрированные тексты писались на листах папируса и вкладывались в пелены мумий. Очень часто под «Книгой мертвых» подразумевают и тексты аналогичного предназначения, но более раннего периода, так называемые "Тексты пирамид", первые из которых относятся к V, VI династий (XXVI - XXIII вв. до н.э.), и “Тексты саркофагов” (XXI - XVIII вв. до н.э.). “Книга мертвых” является одним из основных источников по египетской мифологии. В Древнем Египте особо почиталась так называемые божественные триады. Наиболее известна фиванская триада (Бог Солнца - Амон-Ра, его жена - Богиня Неба Мут, их сын - Бог Луны Хонсу), противопоставлявшаяся другой триаде - Осирису, Исиде и Гору. Кроме того, египтяне поклонялись почти всем животным. Одним из самых почитаемых был бык. В Мемфисе олицетворением местного бога стал бык Апис, культ которого связан с поклонением Осирису. Культ богини неба Хатхор вырос из почитания коровы. Очень рано возник и приобрел исключительное значение культ солнечных божеств - Ра, Амон, Атум. Особе место занимал культ царя, личность которого обожествлялось с солнечными богами.

Фараон играл главную роль в земледельческих мистериях - при начале разлива Нила он бросал папирус в реку с приказанием начать разлив, он же начинал пахоту и срезал первый снов нового урожая. Важное место в древнеегипетском пантеоне занимал бог Тот - луны, мудрости, письма, счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Религия особо влияла на архитектуру, скульптуру и живопись Древнего Египта. Об этом свидетельствуют пирамиды, заупокойные сооружения, которые одновременно являлись символом власти фараонов. Их стены украшались фресками, с изображением суда Осириса, других богов, процесса перехода в загробную жизнь.

Egypt_Fivy_PaintРелигиозные традиции играли особую роль в духовной жизни египтян. Празднества, устраиваемые храмами в честь богов, превращались в своеобразные многодневные театрализованные представления. Так, например обрядовый цикл, связанный с Осирисом длился пять дней и превращался в настоящую мистерию. Обряды сопровождались звуками флейты, арфы, тимпана. Все было украшено множеством цветов.

Архитекторы, строители и живописцы Древнего Египта создали уникальны творения, потрясающие воображение современного человека. Кроме пирамид иусыпальниц, египтяне возводили величественные храмы в честь богов. Божеств в Египте было много, и каждому из них посвящался особый храм. Наиболее почитаемыми была так называемая «Великая Эннеада» или гелиопольская Эннеада великая девятка богов: Атум и восемь богов, порожденных им: Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Кроме них, особо почитались Боги Солнце Ра и Гор. Еще в эпоху Раннего и Древнего царства строились храмы, которые были частью усыпальниц. Однако уже к концу правления царей V династия началось сооружение храмов, не связанных с пирамидой.

Наиболее известным подобным храмом является храм царя V династии Ниусерра, который находится около селе ния Абу-Гураб. Этот храм – особый, царский, построенный в честь бога Солнца Ра. На обширный двор вели каменное преддверье и ход. Частично двор был обведен крытым ходом, с высеченными на стенах изображениями, в том числе и рисующими жизнь природы. В глубине двора на подножии в виде усеченной пирамиды находился огромный сложенный из камня символ Солнца, приземистыйобелиск. Это сооружение, согласно общепринятой версии, воспроизводит древний храм Солнца в Гелиополе.

Pyramids of Giza, EgyptКроме величественных храмов-дворцов в Древнем Египте строились небольшие храмы. Тесная связь государственной и общественной жизни с культом боговспособствовала усилению власти и влияния жрецов. Уже в доисторическое время было основано особое жреческое государство в оазисе Сива. Средоточием этой общины стало святилище бога Амона, от которого на данный момент сохранились лишь едва заметные развалины. Несколько подобных святилищ были созданы в самом Египте. Все эти сооружения, религиозные и философские учения, литература и другие виды искусства составляют культурный фонд человечества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы сможете оставить свои комментарии к понравившимся статьям блога

Поиск

Welkome

Уважаемые гости и дорогие читатели блога!

Приветствую Вас на этих страницах. Надеюсь, что публикуемые здесь материалы будут для Вас интересны и полезны.

Готов к сотрудничеству и общению. Мои контактные данные Вы найдете на странице «Обратная связь».

Желаю всем Вам удачи и творческого вдохновения.

Всегда Ваш Рамиль Нигмтатуллин!

Читатели

Рейтинг