В 1968 году Советская Армия осуществила грандиозную по своим масштабам в военную акцию. Более двадцати дивизий сухопутных войск за один день и практически без потерь оккупировали целую страну в центре Европы.
Как вы наверное уже догадались речь идет о “Пражской весне” – 1968 года.
Внешняя политика Советского Союза имела три ярко выраженные направления.
Первое направление – западное – подразумевало взаимодействие со странами капиталистического мира, противостояние западным державам (в-первую очередь Соединенным Штатам Америки) в гонке за лидерство в мире.
Второе направление – южное – в геополитическом отношении – это направление можно рассматривать как распространение советской идеологии и советской государственности в третьих странах мира.
Третье направление – взаимодействие со странами социалистического лагеря – оказание помощи и подавление демократического движения в этих странах.
Известный российский ученый Дмитрий Галковский в своей книге “Бесконечном тупике” дал интересную и во многом правдивую оценку внешней политике СССР. Вот что в частности он писал: “70 лет наглого издевательства над общепринятыми нормами международных отношений, подлой, низкой мелочности, выгадывания копейки на чужом горе, предательства, открытого и уверенного воровства в глаза, и наконец, пустопорожней, неправдоподобной до глумления демагогии. И эта колоссальная “дипломатическая активность”, к чему она привела? К скрытой, глубоко затаенной ненависти со стороны всех союзников и к холодному, равнодушному презрению со стороны Запада, который давно уже русских и за людей не считает”.
В полной мере такая агрессивная внешняя политика СССР, в которой сочетались наглость, неуважение к международным документам и собственным договорам, а также презрительное отношение к суверенитету других стран, проявилась в отношении Чехословакии в 1968 году.
Брежневская внешнеполитическая доктрина, сформулированная к тому времени предполагала использование военной мощи для сохранения советского влияния в соц.странах Европы без оглядки на их суверенитет и международные нормы.
Сами события 1968 года в Праге говоря современным языком можно охарактеризовать как демократическую революцию, но на языке Брежнева, Политбюро и советской пропаганды, они оценивались как “буржуазная контрреволюция”, с которой можно бороться только путем военного вмешательства. Решение о вводе войск в Чехословакию было принято 18 августа 1968 года в кабинете министра обороны СССР маршала Гречко, где присутствовали весь руководящий состав Вооруженных Сил и командующие армиями, которым предстояло войти в Чехословакию. Однако сама подготовка к вторжению была начата еще 8 апреля 1968 года.
В ходе подготовки к вторжению были проведены совместные учения с чехословацкой армией, после которой советские войска надолго задержались на территории ЧССР, и были выведены только после неоднократных и настоятельных требований правительства республики.
К 20 августа все подготовительные мероприятия были закончены. В группу вторжения вошли: 1-я гвардейская танковая армия, 20-я гвардейская общевойсковая армия, 16-я воздушная армия – ГСВГ; 11-я гв.общевойсковая армия Прибалтийского военного округа; 5-я гв.танковая и 28-я общевойсковые армии Белорусского военного округа; 13-я, 38-я общевойсковые армии и 28-й армейский корпус Прикарпатского военного округа; 14-я воздушная армия Одесского военного округа. Численность всех войск составляло до 5 тыс. человек, из них 250 тысяч – в первом эшелоне. Главнокомандующим группировки советских войск был назначен генерал армии И.Г. Павловский.
В ночь с 20 на 21 августа в эфире прозвучал сигнал “Влтава-666” и операция “Дунай” началась одновременным вторжением двух десятков советских дивизий с трех направлений, высадкой воздушного десанта – 7-й дивизии ВДВ из Каунаса и 103-й дивизии ВДВ из Витебска в Праге и Брно. С помощью самолетов-поставщиков Ту-16 226-го авиаполка осуществлялась радио-и-радиолокационная блокировка всех станций, работающих на территории Чехословакии.
Солдатам цель операции была объяснена просто – контрреволюционеры, захватившие власть в Чехословакии, открыли границу с Федеративной Республикой Германией, поэтому советские войска должны опередить германское вторжение. Многие были уверены, что идут на войну.
К утру 21 августа Чехия почти полностью оказалась оккупированной. Чехам оставалось только с тоской наблюдать за разворачивающимся на их глазах впечатляющим действием, которое советская пропаганда назвала “защитой социалистических завоеваний в Чехословакии”. За несколько часов десантники взяли под контроль центр Праги – мосты через Влтаву, здания ЦК Компартии Чехословакии, министерства внутренних дел и обороны, другие стратегические объекты. К вечеру того же дня все чехословацкое руководство было вывезено в Москву на переговоры с советскими лидерами. Во время этих событий, в Москве родился печальный анекдот: “В переговорах участвовали товарищи Брежнев, Дубчек и Т-34”.
Главную роль в советской оккупации ЧССР сыграли танковые соединения – 9-й, 11-й гв.танковых дивизий 1-й гв.танковой армии генерал-лейтенанта танковых войск К.Г. Кожанова из ГСВГ, 13-й гв.танковой дивизии из Южной группы войск, 15-й гв.танковой дивизии из Белорусского военного округа, 31-й танковой дивизии 38-й общевойсковой армии Прикарпатского военного округа и танковые полки мотострелковых дивизий.
Вся полнота власти в ЧССР оказалась в руках одного человека, а именно члена Политбюро ЦК КПСС, заместителя Председателя Совмина СССР Кирилла Трофимовича Мазурова. “Генерал Трофимов” – под таким псевдонимом К.Т. Мазуров осуществлял функции руководителя Чехословакии, заодно и контролировал военное руководство оккупационных войск. Через 20 лет, в 1988 году руководитель операции “Дунай”, генерал И.Г. Павловский признал тот факт, что “отношение населения к нам не было дружелюбным…Чего мы пришли туда? Мы разбрасывали с самолета листовки, разъясняли, что вошли с мирными намерениями. Но вы сами понимаете, если я, непрошеный гость, приду к вам домой и начну распоряжаться, это не очень понравится”.
Чехословацкая армия советским войскам сопротивления не оказала. По этой причине больших жертв удалось избежать. С военной точки зрения это была блестяще подготовленная и проведенная операция, явившаяся полной неожиданностью для стран НАТО. Однако простые граждане встретили советскую армию не со цветами, а бутылками с зажигательной смесью и самодельными гранатами. Об этом свидетельствуют следующие данные: “За первые три дня пребывания в ЧССР только в 38-й армии было подожжено 7 боевых машин, повреждено более 300 автомобилей”.
Необходимо заметить, что в СССР среди партийного руководства к событиям “Пражской весны” отношение было не однозначным. Так например, тридцатисемилетний секретарь Ставропольского горкома М.С. Горбачев (будущий Генсек, первый и последний Президент СССР) говорил в беседе с Млынаржем, ставшим секретарем ЦК Чехословацкой компартии при Дубчеке, что “нас ждет такой же процесс, надо к нему готовиться загодя”. Однако высшее государственно-политическое руководство во главе с Брежневым рассматривали эти события как угрозу Организации Варшавского Договора и всей социалистической системе.
В подавлении демократического движения в ЧССР, кроме советской армии, принимали участие польские, венгерские и болгарские войска.
К 4 ноября из территории ЧССР было выведено 25 дивизий. До 1991 года здесь задержалась Центральная группа войск Советской Армии, в которую вошли 15-я гвардейская и 31-я танковые дивизии, 18-я, 30-я гвардейские, 48-я мотострелковые дивизии.
Таким образом можно сделать вывод, что операция “Дунай” фактически был жандармским актом против суверенного государства. Своеобразный “жандармский жезл” в этой ситуации, как и во многих подобных, сыграли танковые части Советской Армии.
__________________________
Источники:
- 1. И.Г. Дроговоз Танковый меч страны Советов. М. “АСТ” 2001 г. – 480 с.
- 2. Леонид Млечин Министры иностранных дел: романтики и циники. М. “ЦЕНТРПОЛИГРАФ” 2001 г. – 669 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здесь вы сможете оставить свои комментарии к понравившимся статьям блога