“История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего”.
Н.М. Карамзин
“История государства Российского”
В толковании истории человечества сегодня существуют несколько методов, одним из которых является цивилизационный метод, о котором и пойдет речь в данной статье.
На сегодняшний день существует множество объяснений термина "цивилизация". Наиболее распространенным является следующее понимание этого термина.:
“Цивилизация - это совокупность признаков общественного и политического уклада и духовного развития, отличающих высокую степень развития человеческого общества от первобытного состояния”.
Ф.А.Брокгауз И.А. Ефрон
Энциклопедический словарь Эксмо-Пресс М. 2002 г..
Сам термин “цивилизация” происходит от лат. civilis – гражданский, государственный. В Большом энциклопедическом словаре Кирилла и Мефодия цивилизация объясняется как уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры. Большой вклад в решение проблемы что же считать цивилизацией внес российский ученый и поздний славянофил Н.Я. Данилевский. В своем фундаментальном труде “Россия и Европа”, Данилевский предложил считать цивилизацию как культурно-исторический тип развития. По его мнению, в истории человечества наглядно существовали следующие культурно-исторические типы:
- египетский
- китайский
- ассиро-вавилоно-финикийский
- индийский иранский еврейский
- греческий
- аравийский
- германо-романский (европейский)
- российско-славянская цивилизация
Таким образом, в понимание “цивилизации” вкладываются следующие черты:
- географические и климатические условия жизни
- уровень общественного развития
- территория, народ и среда обитания людей
- государственность
- уровень развития культуры и духовной жизни
В начале ХХ столетия немецкий философ Освальд Шпенглер противопоставил понятия культуры и цивилизации. Цивилизация у него предстала как высший этап культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура - писал Шпенглер - это цивилизация, не достигшая своей зрелости и обеспечившая своего роста». Сегодня с цивилизацией ассоциируется материальные успехи, а с культурой - духовный мир человека.
Таким образом, культура и цивилизация в современном понимании – это взаимосвязанные понятия, которые обозначают уровень общественного развития. Но цивилизация не стоит на месте. Она проходит этапы развития: зарождение, расцвет, разложение и гибель, однако, при этом, накопленные культурные ценности переходят к другой цивилизации, появляющейся на месте исчезнувшей.
Возникновение и развитие теорий происхождения цивилизаций тесно связны с философией истории, историей происхождения человека. Поэтому, рассмотрение теорий происхождения цивилизации неотделимы от исторических и философских учений происхождения человека и мира. Среди многообразия теорий и учений о человеке, мире и цивилизации наиболее авторитетными являются религиозная, материалистическая и эзотерическая концепции.
Непосредственно в теории происхождения цивилизаций сегодня важную роль играют взгляды историков, экономистов, обществоведов, последователей теории американского ученого Льюиса Генри Моргана (1818 – 1881). Исследователь первобытного общества, Морган утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества. Первым показал значение рода как основной ячейки первобытного общества; обосновал положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. По его мнению, появлению цивилизации предшествовали более низкие стадии развития человечества: дикость и варварство.
Таким образом, в теоретическом построении возникновения цивилизации и в понимании термина мы можем выделить следующие основные аспекты:
факторы возникновения цивилизаций:
экономический (повышение уровня производительности труда, связанного с усовершенствованием орудий труда, применением более совершенных методов хозяйствования, а также новых форм экономического развития);
политический (смена первобытных обычаев и норм, таких как табу и тотем, письменными законодательными актами государства, формирование самого государства как инструмента управления, защиты и подавления);
социальный – формирование стратов и классов, усложнение социальных отношений и как следствие формирование общества, возникновение народов, народностей, этносов и.т.д.;
культурно-духовный (появление религиозно-философских концепций, формирование культуры как основы цивилизации благодаря появлению письменности, различных научных данных)
цивилизация как проявление культурного и духовного роста народов – здесь на передний план выступает теория о том, что основой цивилизации выступает культура как совокупность духовных и материальных достижений человечества.
мировое цивилизационное развитие обусловлено соответствующими предпосылками, в числе которых особо выделяются историко-культурные, политические особенности, международные условия и традиции отдельных стран и народов, определяющие положение личности в обществе.
главным определяющим явлением перехода от более низкой стадии развития цивилизации к более высокой (например от аграрной к индустриальной) является модернизация как средство прогресса.
В целом цивилизация – ступень развития народов, обусловленные как внутренними процессами модернизации, так и внешними факторами.
Таким образом, цивилизационный метод толкования исторического прошлого имеет огромное научное и практическое значение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здесь вы сможете оставить свои комментарии к понравившимся статьям блога